Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад №46 «Одуванчик» в рамках инновационного проекта «Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с социальными партнерами в формате творческой лаборатории» с сентября 2017 года работает над ознакомлением с физическими и химическими явлениями окружающего мира у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной, познавательно-исследовательской деятельности через взаимодействие с социальными партнерами.
В процессе экспериментирования дети убеждаются в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, составлять алгоритм, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Работа по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений предполагает использование ресурсов познавательно-исследовательской деятельности и проведение опытов с применением простейшего оборудования. Для организации познавательно-исследовательской деятельности применяют часто встречающиеся в быту «приборы» — зеркальце и фонарик как источник света, термометр, пробирка или пузырек от лекарства, натянутая струна и суровая нитка, а также такие материалы исследования, как вода, снег, лед, сыпучие и вязкие продукты, бумага, ткани, деревянные и металлические предметы и др.
Наш опыт работы показывает, что в рамках этой системы старших дошкольников можно знакомить: с движением тела и его основными компонентами, понятиями траектория движения, сила и скорость движения, с шарообразностью Земли, суточными и сезонными изменениями, со сравнениями масс тел при помощи весов и с понятием равновесия, со свойствами воздуха, звука, света; цветообразованием; магнетизмом, процессом намагничивания — размагничивания, компасом; весом и невесомостью; электричеством (статическое, условия его возникновения, свойства электричества, материалы — проводники и изоляторы, природное (молния) и рукотворное (электрические батареи) электричеством; движением, упругостью, давлением, силой выталкивания и отталкивания, трениес, инерцией, передачей энергии от одного тела другому, с агрегатными изменениями вещества, и т.д.
При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.
Практика показала, что в процессе познавательно-исследовательской деятельности дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, необходимо лишь создать оптимальные условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Достижение результата в процессе эксперимента существенно влияет на развитие эмоциональной сферы дошкольников, эмоционального и социального интеллекта. В организации познавательно-исследовательской деятельности огромное значение приобретают проблемные методы обучения, активизирующие процесс познания, поисковую активность.
Познавательно-исследовательская деятельность по формированию естественнонаучных представлений пронизывает все сферы детской деятельности в ДОУ: приём пищи, игра, нод, прогулка, вечернее время и др. Особый эмоциональный отклик у детей вызывают организация в ДОУ «Детской недели науки» и «Детского фестиваля по естествознанию», которые проводятся ежегодно.
Дошкольники с удовольствием делятся впечатлениями о своих открытиях с воспитателями и родителями, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Подкрепление познавательно-исследовательской деятельности находит в организации взаимодействия с родителями. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации следует убеждать родителей в необходимости поддерживать познавательный интерес детей к науке, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений. Воспитатели рассказывают родителям о том, как организовать опыты, эксперименты в домашних условиях.
Вебинар по реализации Программы воспитания МБДОУ «Детский сад №46 «Одуванчик» города Димитровграда по теме «Солнечные лучики: формирование гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества с социумом.